ТёмныйЭльфНавостриэль2010
Поскольку я начал проходить тесты и там были вопросы про всякие dpkg & apt-cache, а я с ними никогда дела не имел, решил поставить Debian. Скачал диск, запустил VirtualBox, всё встало вообще влёт, в качестве графической среды накатил LXDE. Потому что для Gnome у меня памяти маловато. XFCE уже посмотрел на Arch, надо рашырять кругозор. Параллельно смотрел видео по установке, ну, вдруг я чо не так сделаю. Дык чел там накатил вообще все граф.среды и одновременно сказал интересную вещь - некоторые среды включают в себя часть пакетов из Gnome. А значит, настройка этих сред может влиять на настройку Gnome и наоборот. Ну не пиздец ли? То есть, ты ставишь несколько якобы независимых сред, которые по факту не совсем независимы.
А мож он ошибается? Хрен знает. Во-первых, вряд ли он на пустом месте это говорит, видимо, сталкивался. Во-вторых, от этих ёбаных красноглазиков-разрабов можно ожидать чего угодно. То есть, пиздят они одно, а на деле совсем другое.

В общем, заинтересовался я этой DE - выглядит красиво, легковесная, использует display manager lightdm. Про настройку которого в тестах были вопросы. А у меня ж проблема, что как токо сделаешь графический ввод, начинаются проблемы с вводом пароля, если стоит больше одной раскладки. Ну, я думаю, раз этот DM можно настраивать, значит, наверное, можно сделать переключение РУС-ЛАТ в LXDE (там нет переключалки, точнее, она, говорят, где-то есть, но всё равно не работает) и попробовать подрочить настройки DM, чтобы, например, до логина была одна раскладка, а после уже две.

Нашёл совет, как это сделать аж тремя способами. riki-koen.livejournal.com/93233.html
Первый способ (через dpkg-reconfigure) у меня не заработал. Точнее, я ваще не понял, где там раскладка включается, какие-то хитрые вопросы конфигурилка задаёт, хуй прассыш, чо это значит.
Второй способ setxkbmap -option grp:switch,grp:alt_shift_toggle us,ru в командной строке работает. А если добавляешь в автостарт:
echo "@setxkbmap -option grp:switch,grp:alt_shift_toggle us,ru" >> /etc/xdg/lxsession/LXDE/autostart
- не работает. Погуглил - это нормально. Ни у кого не работает. Ну, слава Богу, я в тренде, а то уж думал, опять со мной что-то не так.
Там есть советы, что делать, в зависимости от того, хочешь ли ты, чтобы это было для всех пользователей или только для тебя. В XFCE видимо так же можно сделать. Там тоже нет переключалки.
На работе минимальную установку Debiana сделал на виртуалку - тоже тренировацца.

Решил, пмаешь, замахнуться на Gentoo. За плечами LFS, установку Arch тоже осилил, осталась ещё Gentoo, которая выбивается из общего тренда своим нетривиальным подходом - там всё надо компилять, как и в LFS. Чем-то похожа на FreeBSD, но даже во FreeBSD не всё надо компилять.

Прочитал мануал по установке. По умолчанию у них нет никакого systemd, а старый добрый inti. Но если ты хочешь systemd, то в руководстве есть ответвление для него. Конечно, я захотел systemd, потому что это модно, стильно, молодёжно.
Установка проходит так: сначала скачиваешь образ live-cd. Загружаешься с него, размечаешь диск, потом на этот диск скачиваешь архив stage3. Что это такое - хз. Видимо, тулчейн для сборки. Ну, а что это ещё может быть? Не пришло в голову просто открыть и посмотреть. Как буду на работе, уточню.
Дык вот, там ещё есть "система профилей". Это такие стандартные наборы ПО. Профиль определяет комплект ПО, которые ты хочешь получить в итоге. Выглядят они так:
[1] default/linux/amd64/13.0 *
[2] default/linux/amd64/13.0/selinux
[3] default/linux/amd64/13.0/desktop
[4] default/linux/amd64/13.0/desktop/gnome
[5] default/linux/amd64/13.0/desktop/gnome/systemd
[6] default/linux/amd64/13.0/desktop/plasma
[7] default/linux/amd64/13.0/desktop/plasma/systemd
[8] default/linux/amd64/13.0/developer
[9] default/linux/amd64/13.0/no-multilib
[10] default/linux/amd64/13.0/systemd
[11] default/linux/amd64/13.0/x32

То есть, хочешь минимальную установку, выбираешь первый профиль. Хочешь ещё и desktop (то есть Х-сервер). выбираешь desktop, хочешь себе туда Gnome, выбираешь desktop/gnome. Хочешь, чтобы это всё было ещё и на systemd, выбираешь desktop/ghome/systemd. После выбора профиля даёшь команду компилять, и gentoo делает тебе нужный профиль - лишние пакеты и зависимости удаляет, нужные новые компиляет. Это для того, чтоб ты сам не геморроился, какие ж пакеты тебе нужны.

Я хорошо подумал и выбрал профиль №10 - minimal + systemd. (это он только здесь №10, а так они могут меняться) На моей виртуалке с одним процом компилилось всё это около часа, а может и больше. (собирал на работе, дома не рискнул) Как я радовался, что не выбрал +desktop+gnome. Я бы наверное сутки ждал, пока он там всё скомпилит.

Дальше основная инструкция пошла про init, а меня послали на ответвление про systemd. Читаю и ни хуя не понимаю. Там даются опции ядра. Значит, его надо скомпилить. Лезу в /usr/src, а там пусто! Полез в тырнет, вычитал, как закачать сорцы ядра. Сделал, сконфигурил, ядро собралось. Ура! Есть указания. как собрать initramfs. С помощью genkernel-next. В принципе, моё ядро должно взлететь и так, но на всякий пожарный чего бы не подстраховаться. Делаем образ initramfs. Дальше написано, что делать, если /usr на отдельном разделе. Бля, я ж по вашей инструкции собираю, там не было отдельного раздела! Причём, написано так, что хер поймёшь, если /usr на том же разделе - делать это или не делать? Решил не делать, и так сойдёт.

Дальше должен быть загрузчик! Читаю, нигде нет прямых указаний на установку загрузчика. Токо какие-то витиеватые формулировки. Загуглил, скачал, установил загрузчик.

Ржу с того, что суровые арчеводы используют текстовый редактор nano! Учитывая их суровость, я ожидал как минимум vi. Дык ещё более суровые гентушники тоже используют nano! Мало того, они ещё используют grub-mkconfig -o! В то время, как арчеводы пишут grub.cfg вручную. (и я щитаю, это правильно)

А ещё, при установке gentoo я тупо не смог запустить vi, а у арчеводов он был доступен при установке. Ну и кто суровее?

Продолжаем. GRUB2 установил, конфиг написал вручную, заебался, грузимся! Загружаюсь, а там init и никакого тебе systemd! Откуда он там вообще взялся, хер его знает. Ладно, было же указание в инструкции (для expert users) передать ядру параметр init=/lib/systemd/systemd Чо тут такого экспертного, строчку написать, я хз. Добавляем, грузимся! Пишет - no systemd found или типа того. И kernel panic. Блядь, я ж собирал systemd, какого хера? Оказывается, какого-то хуя systemd установился не в /lib, а в /usr/lib. Ну, у меня /usr на том же разделе, поэтому хер с ним, правим конфиг, загружаемся.

Вроде бы оно загрузилось, и вроде бы systemd. Вроде работает. systemctl отвечает чо-то. Но - сеть не работает. Присвоил ей, пмаешь, адрес, запустил, вроде бы заходит оно в сеть, но имена не разрешает. Пакеты ищет, показывает, но как только хочешь доустановить, обламывается. Вот такое говно. Казалось бы, кому оно такое сдалось? Ан нет!

Во-первых, не так всё страшно. Да, установка идёт через компиляцию, да - это долго. Но - компилируется же! Мозги особо не ебёт. Но это не самая сильная черта Gentoo. Главное - что гентоводам пох, что пихать в компилятор. Потому что пихать всё равно придётся. Установка только через компиляцию. А значит, туда можно пихать что-то не совсем стандартное или совсем нестандартное - и лучше так и делать, потому что так есть смысл в использовнии именно Gentoo. Вместо glibc можно собрать ОС с альтернативной библиотекой. В частности, прямо на сайте уже лежат готовые сборки с uclibc. На обычный комп это нах не надо, но такие варианты широко используются для встраиваемого (embedded) Линукса - для всяких там банкоматов, терминалов и прочих устройств. Так что у Gentoo есть своя ниша.

Щас думаю или попробовать поставить сначала нормальную версию с init, чтобы понять, как оно в нормальном состоянии, а уже потом на systemd замахиваться или всё таки это уже допилить и установка gentoo мне будет защитана!

А что тогда произойдёт?



Тогда я стану человеком, который попробовал их все! Хотя бы установить. Кстати, хочу заметить, что не стоит демонизировать LFS. Не настолько уж он отращивает бороду и скиллы. Конечно, полезно его поставить, но ты делаешь всё по инструкции, шаг в сторону или ошибка, уже не знаешь, что делать. Ладно, буду держать вас в курсе.

@темы: Linux